Премьера выставки нью-йоркской кураторши Кэти Грейсон состоялась в позапрошлом году в римском MACRO (Museo d’Arte Contemporanea di Roma) и представила около 60 молодых, не старше сорока, но довольно известных нью-йоркских авторов. Представительность кураторск ого выбора обеспечивается опытом куратора в деле поиска молодых талантов, чем куратор занималась и занимается в качестве директора авторитетнейшей галереи Deitch Projects. В Риме к выставке был приделан внушительный шлейф всяких околовыставочных мероприятий, как то: мастер-классов, лекций, концертов и торговли комиксами. Что-то такое организаторы намерены повторить и в Москве.
Фотография, Живопись, Графика, Инсталляция, Новые медиа |
«Нью-йоркская минута» — выражение, указывающее на особенный темп жизни в мегаполисе; в предисловии к выставке пишут еще что-то о скорости ума его быстроадаптивного жителя — что, конечно, не доказано; из обещанных в предисловии «самых свежих трендов» здесь — искусство, сформировавшееся еще в девяностые. А по сути, отсылающее к началу восьмидесятых: стрит-арт, граффити, психоделическая живопись, развеселая пестрая абстракция, какие-то жестовые работы о свободе и панковском образе жизни — неопанк, неопоп, неохиппи, очень много клубной культуры, — и все это весело крутится, вертится, надувается, перемигивается, блестит, пытаясь всеми способами найти отклик в душе зрителя. Однако глядя на нью-йоркского куратора Кэти Грейсон, поверить в тезис про особую смекалку нью-йоркского жителя нетрудно. Или все-таки на нью-йоркского галериста Кэти Грейсон? Среди более полусотни художников, обитающих в том же городе и его окрестностях, подавляющее большинство — это авторы, с которыми куратор контактирует на коммерческой основе. Иначе говоря — то есть не упоминая слово «куратор» — директор довольно модной и крайне молодой нью-йоркской галереи The Hole, часто привлекающей художников буквально из «группы риска», просто привозит работы из самой галереи. Либо берет их на выставку у своих же коллекционеров — и называет это кураторским проектом, предъявляя на самом деле политику частной институции вместо объявленного исследования в области самого что ни на есть современного американского искусства. Есть действительно звезды манхэттенской сцены, must see — прежде всего это разрушающие или, выразимся иначе, переосмысляющие наследие нью-йоркской школы, будь то минимализм или абстрактный экспрессионизм, Стерлинг Руби (абстрактные полотна — с огромными керамическими скульптурами, где все примерно как у минималистов или иногда абстрактных экспрессионистов, только очень сложно, грязно и барочно) и Дэн Колен (текстовая живопись на полуабстрактном, опять же отсылающем к нью-йоркской школе 60-х фоне). Есть всеобщий любимец Дэш Сноу — с инсталляцией из укрупненных поляроидов, запечатлевших жизнь в том самом срезе художественного сообщества, что поставляет контингент кэтям грейсон; жизнь запечатлена, разумеется, не в самом респектабельном ракурсе, иначе было б не искусство. И есть произведение, выполненное директором ночного клуба для его же интерьера, которое представляет собой подвешенную перевернутую полицейскую машину, к которой прикреплено три дискобола: действительно, просто подвесить их к потолку, не перевернув машину, было бы не так креативно. Без фрондерства, и никакой инновации.
Одна минута Нью-Йорка
или о пользе тусовок.
1. Быть вне субкультуры стало в культурном обществе зазорным. Не важно, что в глубине души жаждешь: светлого Кандинского и прямого Кончаловского, млеешь от Ренуара и Ватто, в эротическом экстазе медитируешь на мускулистые торсы Дейнеки и Петрова – Водкина. Посещение выставок в Гараже – это не просто желательность культурного просветления, это твердая уверенность – здесь надо быть.
Социокультурный феномен субкультуры тусовки, посещающей это место, дает помимо собственно просмотра выставки, дополнительные бонусы в виде повышения самоценности личного статуса.
Здесь все огромно, приветливо, безопасно. Есть ощущение некоей избранности и важности происходящего. Гигантские объемы настраивают на долгие часы с тщательно отобранными шедеврами современного искусства. Нескромная цена билетов предполагает качество предлагаемых выставок. Отнюдь.
Вместе с тем есть одно, безусловно полезное свойство таких Арт-стрелок, Арт- Гаражей и прочих арт - пространств – быть народомешалкой, социомиксером, который активно перемешивает все социальные слои общества – от пенсионеров до светских персонажей, плюс дети и юношество всех возрастов и социальных групп. С образованием и без, по личной инициативе и "учитель привел". Публика разного уровня восприимчивости и реакции совпадать не должны, но что удивительно – в массе своей наблюдаются вполне схожие мнения по поводу представленного для просмотра. Восьмиклассницы из Печатников практически одинаково с посольскими эстетами реагируют на искусствораздражители в виде перфомансов, картин, скульптур и прочей культурной радости. Так что при утрате естественных причин для смешивания субкультурных слоев общества (все уже поделено на элитное и другое: образование, спорт, отдых, здравоохранение и т.д.) именно тусовочные места «про искусство» остаются реальной возможностью уберечь социум от вражды и ненависти, противостояния бедных и богатых. А посему – больше выставок ! Даже таких…
2. Ну а уж если ты причисляешь себя к интеллигенции, то иди , хорькусик любимый постсоветский, смотри пристально, не отворачиваясь на художественное прочтение " новых тем" – ненависть к себе никчемному, озверение от себя бесполезного, демонстрация себя ненужного, оголтелый страх тварюшки дрожащей от пустоты и серости проживания своей маленькой жизни.
Впрочем, такие эмоции – это перебор. Скушнотеево это пространство Гаража таких ярких эмоций не вызывает. Разве что пиццу в кафешечке съесть, чайком в просторном месте побаловаться. Вот и славно, вот и потусились…
А придя домой, продолжишь тихо мучиться – да когда ж что-то оригинальное покажут? Когда же кончится это вечное дежавю? И это видели, и похоже всё на всех по всему постсоветскому пространству, зачем из Нью-Йорка то примитивное без грана юмора и откровений? А открытия где?
Улица давно вытеснила такое искусство, и если из окна электрички когда на дачу едешь посмотреть, то куда там скромным ньюйоркцам – вот тебе граффити - забористее нету, вот тебе перфоманс с натуральной кровью на морде алкаша, тут и собачка зарезанная лежит, ждет съедения. И плывет по вагону быстроглазый чумазый цыганенок – с гармошкой нараспашку – «…широка страна моя родная», а за ним по проходу Иисус Христос худющий и безногий, но в камуфляже – «..подайте герою войны».
На фоне постсоветского пространства минута в Нью-Йорке не самое страшное, и не интересное, ей богу. Охотно верю, что эта выставка в скучном швейцарском Берне вызовет крупные народные волнения и очереди в кассу, но у нас –то? На нашем фоне бесконечной перестройки и интоксикации народных масс - зачем это? И почему? И для чего? В чем смысл траты денег на рекламу, организаторское пыхтение для мастер-кассов,семинаров и прочих псевдоделических мутотений и в США и здесь?
Концепция выставки «Одна минута Нью – Йорка» – концепция пустоты. Попытка соединить мелкие страхи и метания от герыча к травке в один большой даже не ужастик, а так , страшилку под одеялом в пионерлагере. Тщета мыслей и новых художественных идей лежит на поверхности пленочкой сознания - вот и я особенный какой.И есть кому сочинить про это тексты,заработать свой кусок искусствоведческого масла.
По сути - нью-йоркская тусовка художников попытка не пропасть по одиночке - нам всем друг друга надо…Здесь тусовка, кАк спасение от одиночества, от безвестности и ненужности.
3. ( Когда уходит церковь, дающая всю полноту эмоционального проживания человеку – любовь на все дни его жизни от рождения до смерти,то в отрицании этой любви приходит другая эмоциональная подпитка - исступление революций. Переживание свободы от всего, ненависть, злоба, жадность, подлость и ярость. Заполняется вакуум пустоты душевной. Но последствия этого заполнения ужасны.)
Торжество самовыражения дилетанта -возможность плюнуть в вечность – вот он я, господи, смотри – и я творец!..Только с вечностью перебор – не доплюнули ребята,слюна на собственном лице.Раздражает? Безусловно. Но вот в чем штука - а это тоже сильная эмоция,пусть не положительная,со знаком минус, но есть повод...
Куратор выставки здесь не мудрый критик , дальновидный и благожелательный психотерапевт и провидец, а медсестра с уколом от пустоты и кошмаров замороченного детства, самоспасатель причастием к этому содружеству « бедных пиитов».
А нам зрителям что остается? Посетив этот скорбный уголок без радости узнавания творческого гения, увидеть потуги внеинтеллегентного американского жития, где не что, а как; где - не почему , а из чего… и все усилия художников соединив ( тусовка то одна), получим вместо дивного светлоликого младенца, маленькую пестренькую провинциальную какашку, прости господи.
Однако не все так плохо - среди кучи разноцветного хлама редкие кубики и пластические формы, вот еще монументальное синее море и солнце – как реализованный проект оформления детской площадки в Якутске.
Вот, значит, есть еще надежда, что все будут счастливы, вне зависимости от того - запутаются в паутине при входе, или добредут мимо разноцветных крутящихся вертушек до комнаты с зеленым люминесцентным светом, после которого все становиться розовым, голова тяжелой, и так тошнит…
Впрочем, анализировать дальше не хочется. Новая выставка в Гараже – торжество форшмака из субкультурных аспектов однообразного и занудного регресса.
А вывод из всего увиденного такой – тяжела ты ноша куратора. Может, ну их эти тусовки, да и показать действительно оригинальные молодые лица без психоделики и остаточных последствий приема кокса?
Понимаю: таможня, деньги, свой круг, дорого.
Но, может, прорветесь? Мечтать не вредно.
И пирожные были вкусные.
03.05.2011
Я очень люблю города, и являюсь противником деревенского спокойствия, я очень люблю мегаполисы, не смотря на суету, шум и грязь, я обожаю нью йорк с его беспокойным ритмом и кучей людей на улицах....поэтому очень хотела пойти на эту выставку. нью йорк, современное искусство, гараж...- это звучит крайне заманчиво. Но к сожалению, ощущение после посещения осталось самое пренеприятное. Более того, покидая Гараж было ощущение,что случилось что-то страшное и противное. Выставка очень удручает и портит настроение. Не понравилось совсем
Перед тем, как непосредственно попасть на выставку, нужно выбрать один из вращающихся за счет воздушных потоков дисков, зафиксировать взгляд на центре фигуры и позволить центробежной силе унести тело в подсознание и ощутить при этом головокружение. Потом сфокусировать взгляд на одной из лопастей фигуры, чтобы дополнительно почувствовать то, как движется круг, и перемещать взгляд направо и потом налево. Дождитесь момента, когда вестибулярный аппарат даст понять, что он больше не способен справляться с психоделикой, и тогда смело отправляйтесь дальше. Ведь это только начало – дальше будет еще интереснее.
Выставка на самом деле безумно остроумная, позитивная и жизнеутверждающая. Буйство цветового отражения и разнообразные скульптурные инсталляции - два основные направления выставки.
Подойдите к холстам с вязкой странной массой и ощутите резкий химический запах того, что обычно попадает в рот. Закройте глаза, чтобы этот запах проник внутрь головного мозга и затронул рецепторы.
Оригинальным и красивым перформансом является мираж с мерцающими кристаллами, но экспонат, вызывающий усмешку и определенно улучшающий настроение, - это постер Disney с дополнительным аксессуаром.
Головы, залитые зеленым неоном, - пугающе тревожны, а нейлоновые скульптуры шокирующе удивительны.
Был в каком-то безумном восторге от космической кладовой: это пространство, насыщенное какой-то нереальной энергетикой, однозначный Enter the void.
Выставка,для тех,кто хочет узнать что сейчас есть современное искусство в Нью-Йорке, с которым, к сожалению (а может быть и нет), не была знакома. Однако конечно много слышала об их креативности,авангардности и т.д. Москва и Нью-Йорк все-таки чем-то схожи: ритм жизни, инфраструктура, центр сосредоточения ВСЕХ сфер. И поэтому мне показалось, что многие работы наших русских "искусников" чем-то осылают к работам приставленным в этой выставке. Конечно я открыта для всего нового и необычного, но некотрые вещи явно "не для меня" и остаются мне непонятны. Так и с этой выставкой! Ушла даже с каким-то неприятном осадком противности,не знаю откуда оно у меня взялось! Некоторые экспозиции очень понравились: Mutant Pop,Ара Петерсон, перевернутая полицейская машина в качестве акссесуара в ночном клубе и др. Но в середине выставке мне стало как-то не по себе,и остальную часть пробежала достаточно бысто.