Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.5

Выставка
Эпоха оптимизма. Искусство и пропаганда в советской фотографии 1920–1940-х годов

Фотографическая сборная СССР 1930-х
  • Эпоха оптим�изма. Искусство и пропаганда в советской фотографии 1920–1940-х годов – афиша
  • Эпоха оптимизма. Искусство и пропаганда в советской фотографии 1920–1940-х годов – афиша
  • Эпоха оптимизма. Искусство и пропаганда в советской фотографии 1920–1940-х годов – афиша
  • Эпоха оптимизма. Искусство и пропаганда в советской фотографии 1920–1940-х годов – афиша
  • Эпоха оптимизма. Искусство и пропаганда в советской фотографии 1920–1940-х годов – афиша
Фотография

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Константин Агунович
761 отзыв, 766 оценок, рейтинг 1033
30 марта 2011
Фотографическая сборная СССР 1930-х

Классические, хрестоматийные снимки, чью плакатную известность пришлось даже нарочно разбавлять, убирая совсем уж эталонные кадры, дабы не убить всякую живость восприятия предуготовленностью зрительской эмоции — его, зрителя, онемевшим почтением перед, скажем, халдеевским «Знаменем над Рейхстагом». Так что если в конце концов и отказались от «Знамени над Рейхстагом» (первоначально этот снимок в выставку все же входил), так это оттого, что такой Халдей и так известен. Слишком даже известен, чтобы не испортить впечатление от другого Халдея. И то же можно повторить, например, насчет альпертовского «Комбата». Который просто самый известный снимок той войны. Другое дело, Альперта вообще нет — так же, как, например, Бальтерманца — но в общей сумме, надо думать, даже отсутствие этих двоих будет малозаметно; можно еще удивиться отсутствию пары-другой имен и забыть немедленно, поскольку цвет репортажа 1920–1940-х, в общем, в наличии. И даже больше, нежели просто цвет репортажа. По идее Андрея Баскакова, председателя Союза фотохудожников, собравшего и курировавшего выставку, живость восприятия тут необходима, дабы в полутора-двух сотнях снимков увидеть вполне достоверную, обещает ­Баскаков, модель фотоискусства тех лет вообще — когда даже самый известный лозунг эпохи, «Кадры решают все», казалось, имел к фотографии особое отношение и фотография пахала на идеологию — или против нее, третьего не дано. И где ведь не одна только фотожурналистика процветала, но и пикториалистов еще не всех разогнали и пересажали; поэтому вот на выставке внушительный блок работ Александра Гринберга; да и конструктивисты пока еще не сдались — вот, соответственно, может, и не самый знаковый Родченко («Где «Пионерка»?» — возбудится иной знающий зритель), но уж точно самые знаковые Прехнер и Игнатович. Даже войну, что обычно представляют отдельным сюжетом, Баскаков включает в общую историю этих лет. И справедливо, поскольку именно тогда ощутимо закончилась история подыгрывания фотографии одному пафосу — «взвейтесь да развейтесь», и началась история культивирования па­фоса нового. Где пропагандистская залепуха 1930-х, постановки-подстановки и гимнастические пирамиды уже не годились. Вспоминать их — пусть и с гордостью и с душевным волнением «вот ведь было время, вот были люди» — еще можно было. Но в глубине души им верить — уже нет.

1
0

Отзывы

9
Svetik_FrekenSnork
151 отзыв, 170 оценок, рейтинг 186
5 мая 2011

Замечательная выставка, очень разнообразная и по времени от 1920-х до 1940-х, и по сюжетам – от модницы в мехах и утонченной эротики до провода пленных фашистов по Красной площади.
Фотографии, представленные здесь – жизненные, не постановочные, дающие представление об эпохе, устремлениях, взглядах, жизни, радостях и горестях. И ведь действительно – эпоха оптимизма – радостных фотографий намного больше, да ведь и радовались мелочам, солнечному дню и тому, что удалось перевыполнить норму, а не впадали в депрессию из-за сломанного ногтя и не ныли, что выходные сократили (признаюсь, к несчастью, и я грешу этим).
В белых залах, с красивыми видами на улицу, с прекрасными глазурованными каминами, развешаны картинки жизни наших прабабушек и бабушек. И удивительны сочетания сюжетов, сочетания несочетаемого –по соседству висят изображение богемной дамы, одетой по моде 1920 и снимок того же 1920 года, но на нем двое мужиков в лаптях! О, ты, широкая и разнообразная моя страна…
И тут же рядом счастливые женщины в поле, повариха в столовой, мечтательно смотрящая в коммунизм…
А какие парады и демонстрации были – женщины – лепестки цветка в катящемся кругу (и как им плохо не становилось?), физкультурные упражнения… И никому не мешали тогда парады, не вызывали раздражения и не портили настроения, как я прочитала в недавней газете мнение москвичей о параде 9 мая…
Но ещё интереснее бытовые зарисовки – вышел Советский станок – надо увековечить клеймо! И таких не одна карточка, а несколько, целая серия. А фото под названием «На футбол» - как сейчас – все машины в одну сторону, пробка, все спешат, только флажками не машут и автомобили того времени…
Не менее интересны военные фотографии – боевые, живые, пропахшие порохом… Фотографии наших маршалов, солдат, воздвигающих флаг над Рейхстагом. Как шутка выглядят два фото одно под другим – на верхнем проход пленных фашистов, а на нижнем поливальные машины, моющие Красную площадь после шествия.
Но была и другая, совсем нерадостная сторона – культ личности – отлично видно это на фотографиях с юбилей Сталина, репрессии – лица тех, кто попал в опалу и был убит - зачеркнуты, заштрихованы черной краской.
В каждой эпохе есть хорошее и плохое, то, что достойно гордости и то, что хочется забыть. Но надо помнить и знать и то, и другое, чтобы не повторять ошибок и радоваться победам.
Очень советую сходить, к тому же, кто знает, вдруг вы увидите на снимках своих родных?

1
0
9
bacteriologie
2 отзыва, 8 оценок, рейтинг 1
12 апреля 2011

Посетил эту выставку.
Понравилось, хотя хотелось побольше фотографий. "Знамя над Рейхстагом" есть, как и выступление Нины Руслановой и фото с фашистскими знаменами из учебника истории.
Но увидеть эти снимки в оригинальном размере дорогого стоит.
Сильнее всего впечатлила дилогия с прохождением пленных немцев по Москве и отмыванием улиц после них.
Довоенных фотографий также много.
Посетители — в основном студенты, для которых вход бесплатный, и иностранцы из Астории.
Хотя я был в будний день и в середине этого самого дня, народу было довольно много.

1
0
7
Александра Соколова
11 отзывов, 17 оценок, рейтинг 11
16 мая 2011

Я думаю что сейчас объективно судить это фотографии невозможно, потому что это уже не только искусство, но и дань ушедшему времени с исторической точки зрения. Вы увидите культовую советскую фотографию с рабочими завода и женщинами с парада - с которвых потом рисовались плакаты с лозунгами. Эти снимки отражают не только эпоху, но и настроение того времени. Однако наряду с тяготами рабочих, последствиями войны вы увидите поистине счастливых людей, искренне улыбающихся не смотря на тяжелое время. Я считаю что эту выставку необходимо посетить, вне засисимости от ваших взглядов на произошедшее, для развития сознания современного человека.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все