В 60-е Нитчем пугали, как в 90-е Куликом; Нитч, однако, сильно посерьезнее. Ну и сильно раньше — вообще первый в этом деле. В год рождения Кулика отец-основатель «венского акционизма» уже потрошил животных, вываливая на наблюдателей груды потрохов, — это называлось «живописью действия» (а закончилось самооскоплением). Нитч призывал «интенсивно переживать эстетические феномены по ту сторону добра и зла», и на его вилле то и дело случалось нечто, описуемое исключительно в его собственной формулировке задач искусства, — «оргия, мистерия, театр» (всему этому на выставке есть свидетельства). В тюрьму Нитча брали тоже не раз — чего наши акционисты боятся до сих пор.
Фотография, Живопись, Инсталляция, Новые медиа, Перформанс |
В 1992-м Олег Кулик зарезал свинью. Парное мясо переходило в руки посетителей. Герман Нитч разделывал барашков еще в 60-е — соучастники окунали скользкие руки в распоротые брюхи. В 2000-м Олег Мавромати велел прибить себя гвоздями к кресту. У Нитча в акциях и хеппенингах, начиная опять-таки с 60-х, распятием только что гвозди, действительно, не прибивали (а впрочем, и это вопрос к специалистам по творчеству). Мавромати переписал своей кровью Конституцию РФ. Нитч с гектолитрами «красной жидкости» имел в виду одну статью — о свободе. Московским акционистам предъявляли обвинения. Нитч реально сидел. Понятно, не так, как у нас сидят. И все же московскому акционизму предстоит еще много чего. А в конце неплохо бы их видеть в таком же здравии, как этот лучезарный, полнокровный бородач с помещичьим брюшком. Нитчу 72; Нитч с самого начала понял, где балаган, где театр, — в его замке Принцендорф шестидневные оргии проходят, как и проходили, его адепты по-прежнему погружают руки в распоротые брюхи и вынимают потроха, измазываясь кровью с ног до головы. И вновь над экстатическим сборищем водружается залитое свиной кровью распятие — «Театр оргий и мистерий» апеллирует одновременно к языческим и христианским таинствам, ритуалу и пародии, жертвоприношению и искуплению вины, далее везде — Дионису и Христу, Вагнеру и Фрейду: Нитч у себя дома сам себе режиссер, композитор, сценограф и продвинутый юзер; он надеется, так все продолжится и после его смерти. Ну-ну. Акрил по холсту надежнее разбрызганной крови, и Нитч не менее увлеченно, чем если бы кровью, брызжет на холст акрилом — но акрил не то; живопись Нитча, где фигурируют те же росплески красненького и измазанная одежда, — в отношении его постановок это выглядит не то что вегетарианской пищей, но прямо синтетической, пластмассовой кашей. Кроме нее в Stella Art фото- и видеодокументация прежних постановок Нитча; теперь еще бы запах соответствующий добавить — но акрил забивает; про Нитча в англоязычной «Википедии» говорится: «работал в жанре мультимедиа» — при слове «мультимедиа» представляется что-то этакое, цифровое, на диске, что-то ретранслируемое; и это не Нитч. Во всяком случае, он так про себя думает. Я так думаю.
на холстах не только акрил, но и кровь; фотографии однако выглядят поживей. видео представляет очевидно современное состояние перфоманса, который практически не отличить от оперы - оркестр, туча исполнител ей в белых тапочках складываются в отрепетированные фигуры. нарушает иллюзию не столько стоящая на сцене во весь рост разделанная туша коровы, сколько то, что все никак не начинают петь.
Единственное, что бросается в глаза, это эффективность Нитча как менеджера: ладно организованные толпы что-то откуда-то и куда-то бесконечно несут, выливают, топчут и месят требуху. Правда, сам Мастер, по-видимому, выступает все же за безопасный секс труд, перед работой с кровью предусмотрительно надевая перчатки.