Москва
8.6

Выставка
Бидермейер

Лучшие образцы европейской живописи первой половины XIX века из коллекции князей Лихтенштейнских.
  • Бидермейер – афиша
  • Бидермейер – афиша
  • Бидермейер – афиша
  • Бидермейер – афиша
  • Бидермейер – афиша
Живопись, Графика

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Лиза Плавинская
7 отзывов, 0 оценок, рейтинг 16
15 сентября 2009

Что такое бидермейер, в общем-то, никто не знает. Потому что это не стиль — это эпоха, большая, страшная и застойная, случившаяся в Европе после наполеоновских потрясений и закончившаяся почти что в один день в 1848 году, ­когда смерти монархов и спонтанные революции опять все перебаламутили. Предметно говоря, бидермейер — это знаменитые произведения европейского фарфора. Чашки, вазы и тарелки тончайшей выделки, где в сусального золота рамках нарисованы миниатюрные императоры, виды лучших площадей великих столиц, цветы, лошади дорожайших ­пород, а еще корабли, птицы, ноты, ну и гербы, конечно. Фарфор этот всегда считался сокровищем, а по мере ­по­степенной музеефикации всего, что ­было сделано в XIX веке, вслед за фар­фором стали ценить и живопись. Живопись бидермейера в свои времена была исключительно популярна. Ее активно покупали не только королевские и ве­ликокняжеские семейства, но и менее ­авторитетные граждане: военные, ди­пломаты, богатые горожане. В принципе, это был первый стиль в живописи, который оказался доступен народу. За что и поплатился: и прозвище у него ­на­родное (бидермейер — на самом деле имя собственное, и переводится оно как «бедный Мейер», читай — Иванов), и претензии к нему предъяв­ля­ются соответствующие — мол, вкус ­пло­ховат, а сюжеты пошловаты. Но такие ­выставки, как привезенная сейчас в Пушкинский музей коллекция князей Лихтенштейнских, доказывают обратное. ­Богатейшие люди с огромным опытом ­собирания, князья эти могли себе позволить не только покупать самое большое, но и ­выбирать лучшее. На их примере и выясняется ­наглядно, что, несмотря на кажущиеся популярными сюжеты, бидермейер — это искусство очень сложносочиненное. Художники, прославившиеся в основном изображениями благочестивых семейств и милых спящих детей, имели за плечами огромное академическое образование и свободно владели любыми приемами европейской живописи, от Ренессанса и голландцев XVII века до новейших приемов своих радикально настроенных современников. А еще выясняется, что бидермейер — это живопись искренних чувств. В истории его эпоху называют временем рождения национального ­самосознания, временем вглядывания в свою собственную жизнь, в родину, в дом, в семью и детей; временем, когда главными казались самые простые и базовые ценности. Как ­ни крути, на выставке в Пушкинском можно увидеть лучшие образцы европей­ского искусства первой трети XIX века. И убедиться в том, что живопись бидермейера — это как военный оркестр в летнем парке: ­если вы хоть раз видели это не в кино, то не будете спорить, что трудно найти что-нибудь более воодушевляющее.

13
0

Отзывы

9
MTV
2 отзыва, 7 оценок, рейтинг 14
26 октября 2009
БИДЕЙМЕЙЕР

- это не труднозапоминающаяся и столь же труднопроизносимая фамилия какого-либо баварца или австрияка :)
Это художественный стиль, направление в немецком и австрийском искусстве (живописи, архитектуре и дизайне), распространённый в 1815—1848 г. Это целая эпоха в истории Австро-Венгерской монархии.
Biedermeier - название получилось из вымышленной фамилии простосердечного немецкого обывателя, стоявшей в заглавии стихов поэта Л. Эйхродта "Biedermaiers Liederlust". В бидермейере отразились представления «бюргерской» среды, формы стиля ампир преобразовывались в духе интимности и домашнего уюта. Для бидермейера характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы и бытовых деталей.
Выставка, о которой идёт речь, состоит из экспонатов частной коллекции князей фон Лихтенштейн, которая собиралась долгие годы. Ныне здравствующий князь в 2012 году намерен открыть Музей бидермейера в Вене.
Меня больше всего поразили портреты маленьких детей - ангелы спустившиеся с небес. Среди них самые выразительные на мой взгляд - портрет спящей принцессы Мари Францески фон Лихтенштейн в возрасте двух лет (кисти Фридриха фон Амерлинга) и портрет будущего императора Австрии Франца Иосифа I в костюме гренадера с игрушечными солдатиками, написанный Фердинандом Георг Вальдмюллером.
Если внимательно посмотреть на этот портрет маленького белокурого мальчика (будущего императора, прожившего долгую жизнь, после смерти которого наступил конец Австро-Венгерской монархии), то можно заметить характерные детали бидеймеровского стиля в изображённом интерьере: на кресло наброшена дорогая кашемировая шаль - дань изобилию Востока, под ножками мальчика - пёстрое ковровое покрытие, само кресло широкое, удобное, с изогнутыми подлокотниками. Весь портрет тщательно выписан, с изображением мельчайших деталей и военных атрибутов будущего главнокомандующего. Глаза небесного цвета с добродушием и наивностью смотрят на мир.
Великолепны цветочные натюрморты. Самый потрясающий:
Фердинанда Георг Вальдмюллера - "Розы"
Художники бидеймейера декларировали изображение скромной повседневности (!) в своих работах. Но это кажущаяся простота. Букет английских роз одного цвета в фамильном серебре. Розы изображены на всех стадиях цветения: от нежного бутона до опавшего цветка. В реальности натюрморт можно спутать с фотографией. Его хочется рассматривать неторопливо, наслаждаясь волшебством Мастера, достигшего верха реализма и не опустившегося при этом до банальности или китча.
Интересно было посмотреть акварельные миниатюры интерьеров бидеймейера.
Очень много пейзажных акварелей Италии и Альпийских гор.
Томас Эндер - придворный живописец, одним из первых начал создавать шедевры-пейзажи Альпийских гор и ледников прямо с натуры!
Есть уникальная возможность любителям горнолыжных курортов увидеть как выглядел Целль Ам Зее в середине 19 века :)))

Высавка впечатляющая! Так как до сих пор коллекция экспонатов княжеского рода не доступна для постоянного ознакомления, на выставке было замечено большое количество австрийских и немецких граждан, восхищённо рассматривающих старинную посуду, предметы интерьера, походные вещицы императорского двора.

В промозглую московскую погоду, когда радость и силы можно черпать лишь из прекрасной музыки, хорошего вина и тёплой компании старых друзей, эта экспозиция - дополнительный источник для вдохновения. Сходите, и Вы не пожалеете...


13
0
9
Элеонора Станевските
13 отзывов, 48 оценок, рейтинг 50
23 сентября 2009

Это просто потрясающе!!К сожалению редко встретишь такую замечательную подборку картин и предметов быта..Я получила огромное наслаждение,обязательно схожу еще несколько раз...Понравилось,что в музее представлен большой ассортимент календарей,магнитов с репродукциями))Всем советую)

6
0
7
Doctor D
115 отзывов, 197 оценок, рейтинг 136
22 сентября 2009

Очень даже хорошо!
Работы находятся в прекрасном состоянии и это поражает (содержание коллекции всегда дорогостоящее мероприятие!), практически все картины находятся под стеклом, которое абсолютно не мешает Вам наслаждаться увиденным, никаких бликов.

3
0
7
Елизавета
738 отзывов, 5163 оценки, рейтинг 586
3 ноября 2009

Выставка скорее понравилась)) особенно картины Фенде..
это действительно произведения для глаза обывателя, если понимать, что обыватель - это не обязательно человек с умеренным доходом..
эти картины можно презирать, и это будет оч. зря.. потому что в них жизнь, как она есть.. с родственниками, с детьми, с едой, с молитвой.. изображенная вполне себе искусно и оч. искренне.. и без сверх-задачи..

1
0
9
Melodika
480 отзывов, 537 оценок, рейтинг 643
30 сентября 2009

Великолепная выставка! Очень красивые картины и очень интересные предметы быта. Я в восторге.
Никакого модерна и концептуализма - классика в ее самом нежном и тонком проявлении.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все