Инсталляция, Новые медиа |
Древнегреческие мыслители полагали, что планеты, Солнце, Луна и все прочие небесные сферы имеют собственное, вполне определенное музыкальное звучание, напрямую связанное с математической архитектоникой космоса. Об этом рассуждали Платон, Аристотель и Пифагор. При этом, если верить «Философскому словарю», Пифагор вообще был единственным человеком на земле, способным на слух различить небесную «музыку, врачующую душу и порождающую состояние катарсиса». Он предполагал три уровня сфер — звезды с планетами, Луну и Солнце, звучащие соответственно интервалами целого, кварты и октавы.
Канадский художник, архитектор и физик Николас Ривз посягнул на функции Пифагора и Творца одновременно и создал для внутреннего двора московского пространства Laboratoria Art & Science Space «Небесную арфу». Его устройство — несовершенное с точки зрения пифагоровского слуха, потому как ориентируется только на небесные тела в радиусе 8 км, так что до стратосферы, увы, не достать; зато звук может услышать любой желающий, вне зависимости от увлечений музыкой, философией или наличия музыкального слуха.
Метеоэлектронная инсталляция, похожая на скульптурную башню из ящиков с непонятными отверстиями, оснащена телескопом, лазерным лучом для сканирования облаков в атмосферных слоях и специальным устройством, способным переводить полученные скорость, расстояние, температуру и прочие физические свойства неба в цифровую абстракцию, превращаемую, в свою очередь, в музыку, — все в режиме реального времени. Организаторы утверждают, что «Арфа» поет на разные голоса 24 часа в сутки, замолкая лишь, когда на небе ни облачка. Музыка эта — электронный минимализм, приготовленный, как говорится в рекламе, самой природой. Кажется, это первый проект «Лаборатории», на все сто процентов отвечающий концепции организации — совмещение науки и искусства. На открытие приглашен с лекцией Владимир Мартынов, утверждающий, что композиторов в современной музыке нет. Облака и небесные светила он в расчет не брал.