Москва
8.3

Выставка
Энтони Гормли (Великобритания)

287 проволочных людей знаменитого английского скульптора.
  • Энтони Гормли (Великобритания) – афиша
  • Энтони Гормли (Великобритания) – афиша
  • Энтони Гормли (Великобритания) – афиша
  • Энтони Гормли (Великобритания) – афиша
  • Энтони Гормли (Великобритания) – афиша
Инсталляция

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Александра Рудык
456 отзывов, 474 оценки, рейтинг 573
7 июля 2009
Человеческие ресурсы

Месяц назад в Центре современной ­культуры «Гараж» прошла «Ночь живых перформансов». В большом зале у входа посетителя встречала небольшая толпа. Люди в ней зевали, переминались с ноги на ногу и фотографировали друг друга. Недоумение и негодование росли до тех пор, пока не возник какой-то тип, распустивший собрание и выдавший участникам, тем, что внутри, небольшое денежное вознаграждение. Для тех, кто все еще пребывает в растерянности: по одной из версий, это недоразумение и должно было стать живым перформансом, предвосхищающим выставку «Поля притяжения» скульптора Энтони Гормли, которая открывается в «Гараже» в этом месяце, но в последний момент организаторы испугались гнева именитого британца и решили объявить все произошедшее ремейком перформанса испанца Сантьяго Сьерры, который в Россию пока не собирается, а значит, и возражений своих высказать не может. По другой же, Сьерра был задуман с самого начала.

Как бы там ни было, с самой выставкой, к счастью, все благополучно. 287 скульптур из проекта «Domain Field» переправлены в Москву и в утвержденном Гормли порядке расставлены в «Гараже». Скульпту­ры — прозрачные проволочные люди, неуловимо напоминающие игольчатые растения. Для создания масштабной ­инстал­ляции потребовались слепки с добровольцев в возрасте от 2 до 85 лет и километры стальной проволоки.

Человек и его отношения с пространством — главная тема искусства английского скульптора, прославившегося армией чугунных воинов, захвативших английские пляжи близ Ливерпуля («Another Place», 2005). Еще три десятка подобных фигур непродолжительное время стояли на крышах лондонских зданий в 2007 году. Не все жители центральных районов отнеслись к проекту с пониманием. Часть из них несколько всполошилась, решив, что в городе всплеск самоубийств, и вскоре скульптуры сняли.

Гормли же остался доволен. Заставить живых людей переживать за чугунных — что может быть приятнее для скульптора. Зритель Гормли вообще с готовностью ведется на приемы британца. То ему кажется, что он ничтожен в сравнении с 30-метровым крылатым «Ангелом Севера», то, напротив, он почти Бог, которому дан шанс сотворить человека, пускай из глины (инсталляция «Field»). А может, он ничем не лучше любой из 287 нержаве­ющих воздушных скульптур, потеряться среди которых проще, чем в живой толпе.

Но даже ощущая собственную ничтожность, при виде творений Гормли приходишь в восхищение. Во-первых, от умения работать с пространством, во-вторых, от необычного пластического мастерства и, наконец, от простоты высказывания, лишенного всяких сюжетных страстей и перипетий. В случае московской выставки ко всему сказанному добавляется главное: теперь-то наконец все это по-настоящему, без всяких псевдоперформансов и недокураторов.

4
0

Отзывы

9
АЛЕКСАНДРА СОЛДАТОВА
76 отзывов, 1188 оценок, рейтинг 99
17 июля 2009
С Гормли рай и в "Гараже".

17 июля в Центре современной культуры «Гараж» открылось «Поле притяжения». Эта выставка скульптора Энтони Гормли, обладателя премии Тернера и ордена Британской империи, была организованна им в 2003 году по поручению британского Центра современной культуры BALTIC . Давно известная по всему миру, только сейчас она добралась до Москвы. В пространстве «Гаража», огороженном кипельно-белыми стенами, находятся 287 скульптур, сделанных из тонких металлических прутьев-частиц. Фигуры для выставки были созданы по слепкам тел жителей города Гэйтсхед на севере Англии, причём самый молодой натурщик едва научился стоять на ногах, а самому пожилому уже исполнилось 80. Скульптуры никак сюжетно не связаны между собой. Каждая из них по-своему одинока и как бы тяготится своей телесной оболочкой. Посетитель выставки, попадающий в помещение, белое и сверкающее, похожее на рай, начинает чувствовать себя в обществе загадочных невидимок. И эти ассоциации не случайны. Сам Энтони Гормли говорит, что перед ним стояло три цели, когда он принимался за инсталляцию. «Первая – создать коллективный портрет. Вторая – поменять местами, смешать виртуальное и реальное. И третья – переосмыслить человеческое тело в современном понимании материи во Вселенной». При создании экспозиции автора также волновал вопрос места индивидуальности в коллективе людей. Творчество британского скульптора не передаёт в точности форму мускул, выражение лиц людей, послуживших моделями, всё это посетитель угадывает сам в конструкциях, странно соединяющих реальное и эфемерное. Гормли с улыбкой замечает, что современное искусство требует непосредственного участия человека – эмоционального, интеллектуального и физического. И эта экспозиция – явный тому пример, ведь, по словам автора, она существует лишь тогда, когда внутри неё появляются несколько живых человек. Объединение материального и виртуального отражено даже в названии выставки, которое звучит по-английски как « Domain field ». Гормли рассказывает, что оно родилось благодаря двойному значению слова « domain », которое в английском соответствует месту, где живёт человек, и термину в программировании, известному и в русском языке как «домен», то есть адрес сайта в сети Интернет. Автор, далёкий от гражданского пафоса в своём творчестве, не боится быть новатором и формы, и содержания искусства. «Сущность искусства не в нём самом, она в вас» - обращается Энтони Гормли со своим тайным знанием к посетителям выставки. Он надеется, что ощущение, которое появилось в людях при осмотре инсталляции, как радиосигнал по антенне, перейдёт в неорганическую форму металлических скульптур.

В день открытия Энтони Гормли провёл мастер-класс по работе с гипсом для всех желающих и пообщался с Иосифом Бакштейном, художественным руководительем и комиссаром Московской биеннале современного искусства. Иосиф Бакштейн оценивает Энтони Гормли как выдающегося скульптора, который имеет свой очень интересный взгляд в антропологию постмодернистской эстетики. Выставка «Поле притяжения» в «Гараже» продлится до 2 сентября 2009 года и с 18 июля по 30 августа будет сопровождаться кинопоказами. А в следующий раз москвичи смогут встретиться с творчеством Энтони Гормли уже во время третьей Московской биеннале (24 сентября – 25 октября 2009 года), когда в рамках проекта «Горизонт событий» на крышах домов в центре столицы появятся его скульптуры.

8
0
7
Ольга Каспи
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 3
18 августа 2009

В летнее время столица отдыхает, набирается сил в предвкушении активной театрально-выставочной деятельности и любое зрелищное мероприятие вызывает бурный интерес. И как нельзя лучшее время было выбрано для представления работы Энтони Громли - его проект «Поле притяжения» возможен для понимания, когда нет спешки и суеты…
287 инсталляций проекта имеют мало общего с реальными фигурами — прозрачные и холодные, они все же сохраняют некую уникальность своих прототипов с севера Англии — но не большую, чем сделало бы их долетевшее до России эхо. В этих смутных отголосках и должен запутаться, раствориться зритель, постепенно превращаясь в еще один элемент инсталляции. И погружаясь в мир его фигур, вспомнила притчу:

Путник пришел к мудрецу.
– Я не понимаю. Вы – великий мудрец, у вас много учеников. Ваше имя известно по всей стране. Вы должны жить во дворце, а живете в лачуге.
– А где живете вы? – спросил старик.
– Я живу в большом богатом доме.
– А как вы зарабатывает на жизнь?
Гость рассказал хозяину лачуги, что он торговец и два раза в год ездит в большой город за товарами, которые затем перепродает, местным купцам. Старик слушал внимательно, затем поинтересовался, где он останавливается в чужом городе.
– В маленьком номере постоялого двора, – сообщил торговец.
– Если бы кто-нибудь посетил вас в этом маленьком номере, он мог бы вас спросить; «Почему вы, состоятельный человек, живете в таком маленьком номере?» А вы могли бы ответить:
«Я здесь проездом и не надолго. Здесь есть все, что мне нужно. Приезжайте в мой настоящий дом, и вы увидите, что он совсем другой». То же самое справедливо и для моего пристанища. Я здесь только проездом. Этот материальный мир есть лишь дорога. В моем настоящем доме все выглядит иначе. Приходите в мое духовное жилище, и вы у видите, что я живу во дворце.

Побродить среди фигур Энтони Гормли, подумать и погрузится в мысли можно до 2 сентября 2009 года в Центре современной культуры «Гараж» или на сайте скульптора.
Приятного Вам времяпрепровождения!

1
0
5
Сергей
15 отзывов, 33 оценки, рейтинг 21
18 августа 2009

Более двухсот металлических инсталяций, каждая из которых представляет собой достаточно условный макет человека, спаянный из небольших металлических штырьков, длинной 10-15 сантиметров, причудливо торчащих в разных направлениях, при этом подчинённых какому-то тайному порядку. Всё это на площади, примерно, с дворовую хоккейную коробку и полтора десятка зрителей, включая, двух административных служащих, смотрящих за всем происходящим.
Вот, собственно, и вся выставка работ Э. Гормли в галлерее Гараж, которая продлится до 2-го сентября .
Публика недоумённо и неторопливо рассматривает не пойми что. Весь просмотр занимает одну, максимум 2 минуты, но сто рублей (традиционная плата за входной билет), есть сто рублей, сразу не уйдёшь.
Правда, есть фокус, эффект которого не сразу сознаёшь.
Народ, по крайнеё мере, в выходные, на хоккейную площадку пускают частями, по 10-12 человек, чтобы не завалили и так не очень устойчивые конструкции. И вот, пока стоишь в очереди и поневоле подсматриваешь за счастливчиками, эффект этого фокуса и проявляется во всей мере.
А фокус вото какой. Сейчас уже мало, кто помнит, как в 70-80-тых годах прошлого столетия на принтерах, а если быть точным - широкоформатных печатающих устройстах Больших Электронно-Счётных Машин (БЭСМ) распечатывали умельцы портрет Монны Лизы работы Леонардо да Винчи.
Если на распечатку смотреть обычным образом, то видишь лишь хаотичный набор символов с БЭСМовской клавиатуры. Но стоит прикнопить её на стенку, отойти метра на 2-3, а лучше ещё дальше, и вдруг, неожиданно и завораживающе всплывает она - Джоконда.
Подобное и здесь. При входе перечислены имена и фамилии всех 287-ми моделей, всех Джонсонов, Смитов, Гонзалесов и Чаповски, послуживших прототипами инсталляций, полноправных соавторов проекта.
Теперь век XXI, такие термины, как сканирование, компьютерная обработка, интерактивная графика, не вновинку и в наших палестинах - развиваемся - пытливому уму понятно, как это всё было введено в машинную память, обработано и изготовлено.
Для полноты эффекта, экспонаты надо разглядывать как можно с большего рассояния, как Джоконду с распечатки, тогда статичные, как бы спичечные модели обретают плоть, становятся объёмными, почти живыми.
И происходит чудо - вот стоит высокий атлет, с заносчивой осанкой, вот грузная женщина с отвислой тяжёлой грудью, нескладный подросток, с хрупкой, ломающейся фигурой, важный мужчина средних лет с пузцом хорошего размера, игривый и непоседлевый ребёнок-дошкольник, студент-ботаник, который, казалось бы, только что держал книжку в руках.
Впечатляет. И опять, как тридцать лет назад - неожиданно и завораживающе.
Кто сейчас вспомнит безымянного инженера-программиста, может, даже, старшего инженера из закрытого НИИ-шараги, с окладом в 120 рэ и квартальной прогрессивкой в 10%, который походя, в остатки обеденного перерыва, смастырил на ЭВМ копию шедевра великого Леонардо.
А имя Энтони Гормли (Великобритания) и его проект знает уже пол мира. Иные времена.
Кстати, бюджетная стоимость билета на выставку, с лихвой перекрывается ценами в местном кафе.
Впечатляет.

1
0
9
Игорь Волков
12 отзывов, 67 оценок, рейтинг 6
9 сентября 2009

Не берусь рассуждать о современном искусстве научно, ибо плохо его знаю и понимаю, но отмечу лишь свою реакцию (без дополнительных знаний) на выставку Энтони Громли в «Гараже».

Большой, белый и светлый зал, точнее выгородка из стен. Блуждаешь в этой толпе среди людей, чьи имена заботливо написали при входе и задаешься вечным и от этого ставшим уже смешным вопросом: «Что же хотел сказать автор?»:) То ли, что все мы разные в своей одинаковости и одинаковые в разности – но это тривиально и вряд художник может вложить такое в свое произведение осознанно. То ли это тени, они же – души или какая-то жизненная энергия, которая, то сгущаясь, то разреживаясь, создает очень индивидуальные образы, объединяющиеся в особый народ.

Удивительно, как немногими и довольно простыми средствами можно создать характерный образ: скульптуры бескостны и бесссилуэтны. Но при этом визуально в них есть некая масса – сгусток из одинаковых металлических прутиков. Такая своеобразная игра в пуантилизм или офорт, только в скульптуре. А если к этому добавить продуманное освещение – вообще была бы сказка: причудливые тени и блики создавали бы иллюзию движения, жизни. Днем там искусственного освещения не было, а вечером, по словам смотрителей освещение не очень выразительное – только по углам.

При таких качествах да и в таком количестве (говорят, их там на самом деле не 287, а меньше, так как не все поместились:)) скульптуры создают завораживающе медитативную атмосферу. Самому мне не хватило терпения пробыть там больше получаса, но я удосужился спросить у смотрительницы, как на нее влияют и влияют ли вообще эти две сотни теней. Вот наш с ней недолгий диалог:
- Сколько длится смена? – я спросил.
- Пять часов, - ответила девушка
- Тут так медитативно, - продолжил я. - Никаких откровений не было?
- Да пока нет, но если хотите можете сами попробовать походить тут пять часов – никто Вас не выгонит.

0
0
9
Vivaanna
6 отзывов, 6 оценок, рейтинг 3
2 сентября 2009

Впервые была в "Гараже" и так же впервые видела работы Энтони Гормли. Все очень понравилось: сдержанно вышколенный молодой персонал, само здание и атмосфера в нем. Не очень впечатлил книжный магазин с многообразием изданий по искусству, которые, как кажется, есть во всех крупных магазинах.

Сама скульптура произвела трансцендентальное впечатление. В этом что-то есть. Когда на них смотришь, как будто затягиваешься и металлические детали начинают приобретать реальный человеческий образ. Очевидно, у скульптора очень развито визуальное воображение и мышление. Особенно эффектно скульптуры смотрятся издали на фоне белых стен, подсвечиваемые лучами вечернего солнца, заглядывающего в зал через окна крыши.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все