Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.8

Выставка
От штудии к артобъекту

Музей современного искусства обновил свою экспозицию.
  • От штудии к артобъекту – афиша
  • От штудии к артобъекту – афиша
  • От штудии к артобъекту – афиша
  • От штудии к артобъекту – афиша
  • От штудии к артобъекту – афиша
Фотография, Живопись, Графика, Скульптура, Инсталляция

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Александра Рудык
456 отзывов, 474 оценки, рейтинг 573
2 февраля 2009
Канон-конформизм

Еще в начале 90-х, когда едва появились первые галереи, художественная общественность заговорила о музее современного искусства. Как бы здорово было, чтоб он появился в Москве, и что без него Москва не вполне столица, и вот бы, и если бы. Обсуждали, доказывали, предпринимали попытки. Пока десять лет назад табличка с надписью «Московский музей современного искусства» не появилась у дверей старинного особняка на Петровке — а создателем долгожданного музея не оказался Зураб Константинович Церетели. Который этот музей просто взял и открыл, самочинно, никого не спросясь. На основе собственной коллекции, которая, если честно, была так себе — в основном примитивисты и разномастные подарки от государства. Но время шло, закупки и подношения становились все более актуальными, а коллекция — представительной: от Бурлюка и Пиросмани до Ирины Кориной и Ани Желудь. При этом разговоры о необходимости музея современного искусства никуда не делись — площадка, мол, не та, слишком консервативная, анфилада залов, колонны, куда это годится? Музей современного искусства меж тем решил не стремиться к невозможному и принять свое пространство как данность, а академическое построение экспозиции — как осознанную необходимость, и к десятилетию переиначил свое содержимое согласно всем вышеперечисленным параметрам. Теперь анфилады второго этажа выкрашены в абсолютно белый цвет и разделены на три крупных раздела, фактически по Випперу: «Канон», «Натура», «Метаморфозы». В первое отделение попали в основном художественные штудии XIX века, специально прибывшие из Научно-исследовательского музея Российской академии художеств и методического фонда МГАХИ им. Сурикова. Тут и Жилинский, и Булатов, и Лубенников, и никому не известные ученики академии с этюдными экзерсисами. Самое интересное начинается дальше. «Натура» делится на подразделы: «Автопортрет», «Пейзаж», «Купальщицы», «Мастерская». «Метаморфозы» — на «Гиперреальность», «Механизмы движения», «Геометрию формы» и «Упражнения языка». Молодой куратор Анна Арутюнян исследовала обширные фонды музея и разложила их на перечисленные разделы — аккурат по числу залов. Казалось бы, ничего необычного — но это не Пушкинский и не Третьяковка, художники тут другие. В тесные рамки канонических подотделов уложены группа AES+F, Виноградов и Дубосарский, Олег Кулик, Тимур Новиков, Семен Файбисович, Константин Батынков. Найти у них объединяющие начала, да еще согласно весьма архаичной классификации, — дело не из простых. Убедительности ради задействованы архитектор Борис Бернаскони и философ Аристотель. Первый создал абсолютно стерильное пространство, украшенное лишь облаками тэгов (они же названия разделов). Второй придает всей экспозиции легитимность. По мнению кураторов, канонический и штудийный подходы придуманы в античные времена. «Любое искусство есть подражание природе» — такова основная идея теории мимесиса, такова и цитата, с которой начинается выставка. Отсюда и все «ноги» — будь они ногами купальщиц, пейзажами, натюрмортами и даже инсталляциями. Согласны ли с такой смелой интерпретацией художники — дело второе: как ни относись к этим академичным аналитическим препарациям, именно с их помощью и попадают в вечность.

8
0

Отзывы

7
Roky
7 отзывов, 8 оценок, рейтинг 9
4 апреля 2009

Все экспонаты, представленные на выставке, заставили меня включить воображение, нельзя равнодушно смотреть на них, всё, что попадалось мне на глаза было стоящим, ведь там действительно нет ничего не интересного (ну только если последний зал). Хочется упомянуть также белый коридор ,соединяющий и в тоже время разделяющий залы, который , как мне кажется, тоже стал достоянием культуры, потому как цитаты вдоль и поперек его потрясающие.В общем, флаг в руки - это место стоит посещения. Не только само здание, но и небольшой парк вокруг него, Церетели постарался))

3
0
9
Кристи Petushenko
12 отзывов, 22 оценки, рейтинг 14
20 февраля 2009

Эволюция задом наперед
Новую экспериментальную выставку «От штудии к арт-объекту» Московского музея современного искусства я была вынуждена пройти в порядке, противоположном задуманному организаторами. То есть сама штудия в классическом ее понимании (наброски или этюды с натуры) оказалась финишной точкой моего осмотра, начавшегося с арт-объектов. Но это не помешало мне оценить идейность и оригинальность проекта.
Экспозиция приурочена к 10-летию музея и составлена из самых разнообразных художественных работ музейного архива от Малевича до «Синих носов». Видео-инсталляции, фотографии, скульптуры, кинетические объекты, наброски, графика, живопись, упорядоченные по классам и группам, призваны поэтапно раскрыть посетителю процессы развития современного искусства, основные тенденции и течения, взаимосвязи и противостояние жанров. Порой совершенно противоположные по форме и в контенту творческие замыслы соседствуют в одном пространстве зала или даже в рамках одного экспоната – например, причудливое сочетание классического портрета и видеопортрета в картине «Саспенс» Айдан Салаховой; или удивительная смесь бытового натюрморта и пародии на Малевича в «Кухонном супрематизме» группы художников «Синие носы». Вообще тема супрематизма рефреном отзывается во многих работах представленных на выставке. После композиций Казимира Малевича этот стиль повторяется и в объемных подушках-квадратах Олега Вуколова, и в «супрематических играх» Франциско Инфанте, постепенно исчезая только в залах, описывающих исходные наброски – «штудию». Там если и преобладает геометрия, то только геометрия человеческого тела.
Икусство разных идеологий и культур 20 и 21 века представлено красиво, не банально и со вкусом. Оформлением выставки занималось бюро Бернаскони, и надо отметить, что именно в такой, структурированной по разделам форме, она становится меньше всего похожа на обычный архив с громкими именами. Скорее теперь напоминает сборник рассказов или стихов разной тематики, опубликованный в Сети и упорядоченный по тегам – геометрия формы, натюрморт, механизмы движения, пейзаж, мастерская, репетиция, классика, гиперреальность…Олег Кулик, Виктор Пивоваров, Оскар Рабин, Дмитрий Жилинский, Влад Мамышев-Монро, Эдуард Гроховский, Виноградов и Дубосарский, Михаил Ларионов, Игорь Макаревич. Теги связывают в одну цепь авторов, порой кардинально противоположных по своим творческим устремлениям, образу жизни и периоду творчества, что еще раз доказывает единство искусства как такового, его неизбежную повторяемость и циклическое развитие.
Длинный коридор, соединяющий залы и сам по себе похожий на арт-объект, явлет нам цитаты великих художников на белой поверхности стен.
Фраза Чака Клоуза на стене гласит: «Вдохновение для дилетантов. Остальные просто работают». Полюбовавшись на работы Родченко, поучаствовав в интерактивной инсталляции «КоМутация» (Чернышов, Ефимов), поинтересовавшись особенностями механизмов движения и рисования экорше, понимаешь, что Музей современного искусства, собиравший всевозможными способами свою обширную коллекцию, «просто работал» 10 плодотворных лет. И добился настоящего мастерства в своем деле.

2
0
7
Андрей Лепшин
30 отзывов, 55 оценок, рейтинг 26
26 июня 2009

я был очень удивлен,когда ,при предъявлении студенческого билета ,мне дали бесплатный билет!клево!!
выставка понравилась,но особенно заполнилось несколько работ среди которых "голова героя".описывать не буду-повод сходить и посмотреть!
еще "семья","лабиринт" и супрематизм из кусочков колбаски и хлеба!
а еще звуковая композиция-"ялюблю тебя!!....
так же "никто не любит мыть посуду"-срыв сознания на крик!)))
приятно удивился,когда среди экспонатов обнаружились Шагал и Кандинский! ))

1
0
7
kemarskaya83
4 отзыва, 12 оценок, рейтинг 2
5 апреля 2009

Интересно и забавно - очень понравились Рыжая стерва, Синяя мышь с тремя хвостами и скульптура девушки с кастрюлей :) Из инсталляций - рвущиеся из коробки четыре возмущенных гражданина, Три стакана и Ожидание.
Отдельное удовольствие - почитать книгу отзывов :) Провоцирует

1
0
5
paraskeva
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 1
15 марта 2009

Новая экспозиция музея на Петровке – свежее дуновение в душных владениях г-на Зураба Церетели – парохода и человека. Все-таки исполнительный директор ММСИ – Василий Церетели – хоть и «плоть от плоти», но человек новой формации. У него вполне резонно возникла идея – а как бы привязать друг к другу старое, академическое искусство и постмодерн с авангардом? «Легко» - ответили ему подчиненные сотрудники. И, действительно, на деле оказалось, что висеть рядом может что угодно. Но это физически, а в ментальном плане получился винегрет. И не просто ровный такой салатик, а месиво с огромными кусищами взаимоисключающих продуктов. Это почему-то умалчивается, но остается фактом – новая экспозиция создавалась к 250-летнему юбилею Академии Художеств. Немножко опоздали, но лучше поздно… «От штудии к арт-объекту» это – подарок Зурабу Церетели как президенту Академии. Просто выставить коллекцию современных художников – не цель. Задача – показать «преемственность поколений», «взаимосвязь традиций» даже там, где их нет в принципе. Поэтому-то в залах на Петровке, как звери в зоопарке, были собраны такие разные художники, которые в «живой природе» не соседствуют. Вроде тема одна (например, обнаженная натура), а исполнение такое, что от разницы подходов хоть стой, хоть падай. В центральном зале все собой подавляет ужасающая, монументальная обнаженка Мыльникова и буквально рядом камерная «ню» Вейсберга. Такое не опишешь словами. Это надо видеть. Контрастный душ, говорят, полезен. Если вы так считаете, вам просто необходимо побывать на 2 этаже особняка на Петровке.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все