Мишель Сима прежде всего был скульптором — хотя и прославился своей фотографией. На протяжении десяти лет он снимал своих друзей в мастерских: ему повезло жить в удачное время и дружить с Пикассо и Эрнстом, быть соседями с Бранкузи. Серия художников в мастерских снята так легко, что присутствие фотографа практически не ощущается, как будто бы знаменитости рассказывают историю о себе сами. В комплект вошли портреты Кокто, Дюшана, Корбюзье и Шагала, всех главных лиц парижского золотого века, что случился незадолго до Первой мировой войны.
Фотография |
В первую очередь в МАММ я посетила выставку фотография Мишеля Сима, «Гении в мастерских. Закулисье парижской арт-сцены». Сима считал себя скульптором, но не зря мировую известность фотография, на протяжении 10 лет, он создавал портреты своих друзей-художников, среди которых были Пабло Пикассо, Анри Матисс, Жан Кокто, Марк Шагал, Хуан Миро и многие другие. На фотографиях великие художники выглядят совершенно обычными людьми из плоти и крови, фотограф словно приблизил меня к Пикассо, Миро, и они уже не столь непостижимы. Многие пустили фотографа в святая святых - свои мастерские, и на фотографиях мы видим их со своими шедеврами: совершенно чужими выглядели для меня черно-белые картины Матисса. Сима удаётся виртуозно подчеркнуть композицией и ракурсом уникальность художника и его творчества.
Это выставка для меня была приятна в двойне: во-первых действительно хорошей портретной съемкой, во-второй неожиданной встречей с теми, о ком столько прочитана и увидено.
Интересный факт, псевдоним Сима - это анаграмма, идею которой подсказал фотографу Поль Элюар: SIMA - перевернутое слово AMIS (друзья).