Живопись |
Отличная выставка. Получили огромное удовольствие. Настоятельно рекомендую посетить в будни, так как количество жаждущих зрелищ в выходной определяется понятием "Вход свободный".
Исключительная подборка полотен заявленного направления, написанных в период 1925-1945. Абсолютное подчинение искусства делу прпаганды. Несмотря на воплощение явных госзаказов, мастерство живописцев приводит в восторг. Нашла неизвестную мне "После боя" Петрова-Водкина, кавер -версии "Боярыни Морозовой" и "Казаки пишут письмо турецкому султану" воплощенные в стиле советского авангарда, и удивительно яркую работу единственной здесь женщины-художника Екатерины Зерновой "Рыбоконсервный завод"
Термин «социалистический романтизм» впервые был применен, если не ошибаюсь, на закате перестройки в журнале «Новый мир» в статье о литературе советского периода, когда критики, пользуясь метким словом классика, только и думали о том, «как бы повычурнее лягнуть то, перед чем они еще вчера у всех на глазах раболепствовали». Однако ИМХО термин оказался вполне справедлив, только не в отношении творений советских писателей, а в отношении советской живописи. Трудно было предугадать, как выставка в Манеже может тягаться в романтизме с экспозицией Института реалистического искусства, но, оказалось, что может. Тематическое расположение по залам, удачное (как правило) освещение, лица, сюжеты, приемы, стили – все это работает на заявленную тему, мифы и легенды исчезнувшей цивилизации. Разумеется, только для тех, кто помнит эту эстетику, ощущает этот романтизм и отделяет его от негатива будней. Советский реализм был представлен лишь работой МВД в виде заборного лабиринта с двумя кордонами на подступах к Манежу, а также диалогами посетителей в залах: «Это ведь все наша история…» «Это не Невский, а Черкасов», «Наверное, Тверская или еще какая» (демонстрация трудящихся на проспекте 25 Октября), «Эту картину повесили на выставке в угол, мол, так семьи фронтовиков не живут, а он каждый день собирал отзывы, а потом их показал, и картину признали!» («Письмо с фронта») с неизбежным фотографированием друг друга на фоне вождей и парадов. :) Единственная едкая критика («самый большой бабник был в Советском Союзе») прозвучала у картины «Киров принимает парад физкультурников».
Манеж. Самое интересное - советскую романтику - опустили на тесный "минус первый" этаж. Картин мало, но каждая - шедевр своего времени. На выставке надо обязательно читать комментарии у входа в залы. Редко это делаю, но здесь оч. понравились - сразу погружают в эпоху. А сама выставка: хорошо, но мало! Жаль, что ей так мало места отвели, да еще на "минус первый" этаж отправили. "Мать партизана" и "Оборона Севастополя" - самое сильное про войну. До слез. Общее впечатление точно передала какая-то бабушка, сказав внучке: "Тогда ТАК не воровали как сейчас".
Романтического реализма не хватает в повседневной жизни. Посетила выставку, посмотрела на радостных фискультурников, трезвых, ответсвенных рабочих, самоотверженных военных и настроение мое улучшилось. )))