Буржуа — корифей искусства XX века, чьи работы олицетворяют собой достижения психоанализа и феминизма. Она не стеснялась рассказывать о тяжелом и травматичном опыте, не скрывала и того, что творчество помогает ей справиться с внутренними проблемами. Темы одиночества, тревожного ожидания, незащищенности-защищенности преобладают в ее огромных скульптурах. Уже известно, что первой работой, которую увидят зрители на выставке, станет произведение «Завладел ли день ночью или ночь завладела днем?» в виде огромного зеркала. Селфи точно будет много.
Живопись, Графика, Скульптура, Инсталляция |
Скажу сразу, что выставка Луиз Буржуа является для меня наглядным примером отношения кураторов выставок к развитию культурного уровня россиян.
Расставим все точки над i. Я не большой поклонник концептуального искусства, но на проходящую сейчас выставку Луиз Буржуа "Структуры бытия: клетки" в Гараже не мог не сходить - значимая фигура в искусстве. При входе вместе с билетом выдают брошюрку с советом "обязательно прочитайте, иначе ничего не поймете". Не очень люблю искусство, которое непонятно без длинной аннотации. Произведение должно говорить само за себя, нести энергетический посыл.
Выставка наполнена обособленными инсталляциями: клетки из дверей, пауки, зеркала, прутья, гобелены - все это аллегории на познание автором себя, своего детства, отношения с родителями и т.д. Каждая "клетка" имеет вход, через который можно оказаться внутри, но затем, чтобы этого не произошло, бдительно следят сотрудники Гаража, и железный прут тонко намекает, что туда нельзя. А хочется. Такое искусство должно быть контактным - зритель на собственном опыте переживает произведение и тем самым его понимает. Когда я добрался до инсталляции Dangerous Passageway ( опасный проход ), то окончательно понял, дело не чисто: внутри были зеркала, в которые даже не заглянуть со стороны, явно зритель должен быть внутри. Я поинтересовался в чем дело и выяснил, что это "специальные" условия для России, что мы с вами можем только смотреть со стороны, но не заходить, - таково постановление фонда Луиз Буржуа. Что же, нельзя их винить в этом, русский народ не предсказуем, но как такое допускают наши кураторы, искусствоведы? Они ведь должны понимать, что зритель лишь концептуально погружается в искусство, а не соприкасается с ним; что посыл художника получаем на поверхностном уровне; хоть 100 книг перечитай, но без эмпирического опыта это все нельзя прочувствовать. Ключевым словом в искусстве является чувство, ощущения, а не концепция, знание.
Даже приняв такие условия, организаторы могли бы поступить иначе: сделать выразительный точечный свет направленными источниками освещения, акцентирующим внимание зрителя на главном; атмосферный полумрак между клетками; звуковое сопровождение в виде метронома ( с помощью него Луиз находила свой ритм ) - это усилило бы эмоциональные переживания зрителя, затронуло бы не только голову, но и внутренние струны. Для реализации этого не требуется больших затрат и долгой подготовки.
Еще одним неприятным фактором выставки стал запрет на фотографирование. Почему нельзя снимать? У сделанных фотографий было бы много полезных функций как в рекламных целях, так и более глубоких: оживить впечатление от выставки, сохранить этот момент.
Учитывая эти замечания и не дешевый билет, я могу сказать, что цель этой выставки - просто заработок на зрителе, а не забота о его культурном развитии. От этого становится грустно.
Хочется добавить, что с удовольствием пойду на выставку Луиз Буржуа в европейском городе, - мне интересно познать ее эмпирическим путем. Чего и вам желаю!
Даниил Конторович
На мой взгляд, выставка Луиз Буржуа посвящена внутреннему миру человека, насущным проблемам с которыми каждый из нас сталкивается практически ежедневно. Буржуа с помощью искусства словно приоткрывает волшебную завесу над тайнами, которые надежно скрывает ее подсознание. Детские впечатления, образы старинных ковров ручной работы, французские духи, интерьеры детских и родительных спален - все это единым потоком обрушивается на зрителя, вызывая противоречивые эмоции.
На экспозиции представлено множество самых разнообразных клеток, заглянуть в которые предлагается через небольшой узкий проход. Почему же Луиз создает столько клеток? Наверное, потому что, клетка - это внутреннее пространство каждого из нас, это место где мы находимся и живем, покуда те или иные обстоятельства не заставят нас покинуть свое убежище на встречу новым приключениям.
На протяжении всей экспозиции, Буржуа то погружает нас в свое наполненное болью и трудностями детство, то демонстрирует глубинные страхи, которые обрастают плотью и кровью в устрашающих образах, то предлагает задуматься о родителях и о взаимодействии людей в нашем мире.
Таким образом мы можем совершить настоящее удивительное путешествие в загадочные глубины души, и познакомиться с теми вещами, которые там кроются. Автор специально изображает свои страхи, как-бы выводит их из себя наружу, к свету. Ведь страшилка воплощенная, осознанная, вывернутая из глубин подсознание уже не так страшна. Она выползает на свет в виде обычной тряпичной куклы, способной вызывать лишь улыбки или смех.
Еще одна экспозиция "Опасный проход" - демонстрирует тернистый различных жизненных фаз девушки, начиная с самого детства. Здесь можно увидеть старинные стулья - воспоминания об отце автора, который хранил стулья именно в подвешенном состоянии. Тут же и знакомые по другим работам образы иглы и нити, память о матери Луиз, которая занималась шитьем, и символичный образ наказания в виде электрического стула.
Эволюцию, саморазвитие человека показывает и другая работа "Клетка (последнее восхождение)".
Перед нами спиральная лестница, которая символизирует духовное развитие, и стеклянные шары, различных цветов, словно отражения внутренних состояний героини. "Клетка(шуази)" демонстрирует разрыв с прошлом. В этой клетке установлена модель дома, в котором Буржуа жила в раннем детстве. Над домом опасно зависает острое лезвие гильотины, как неотвратимость разрушения. Ведь все что кажется нам реальным в настоящий момент, спустя время обратится в пустоту и станет иллюзорным.
Луиз словно бы играет со зрителями, предлагая самостоятельно узнать, о чем именно говорит каждое ее произведение. При этом можно столкнуться и со своим собственным внутренним миром, глубже узнать себя. Недаром в Атриуме музея стоит композиция "Завладел ли днем ночью или ночь завладела днем". Она представляет собой зеркало невероятных размеров, как символ познания души.
Художники предшествующих эпох были ограничены рамками религии, идеологии или хотя бы моралью. У современных художников есть возможность заниматься жуткими бесчинствами - выпячивать собственное я.
Ладно бы художник был мирным пьяницей и сумасшедшим, который рисует попой (зато какие цвета!). Либо художник хочет вступить контакт со зрителем. Хуже когда искусство становится некоторой терапией и это похоже на сор (который выносят из избы).
Луиз Буржуа была определенно безумной старушкой. Прожила насыщенную жизнь с мужем-искусствоведом и когда она (жизнь) неумолимо клонилась к закату, а сама Луиз к земле, она вдруг решила что негоже пропадать таланту.
Паучиха-мать, которая сейчас расположилась на площади перед Гаражом, впечатляет. Хотя бы масштабом, идеей и реализацией (кто-нибудь знает как ее везли в Москву?).
В остальном все похоже на акт принудительного вуарьеризма. Сама идея "клеток" интересна - старушка ради них разобрала мастерскую (там серьезно использовались двери).
Наполнение "клеток" - это как заглянуть в карту больного. Ты становишься невольным зрителем психологического краха художника. Накатывает чувство жуткого неудобство, как будто слышишь ссору соседей или становишься свидетелем разборок. Ты не можешь уйти, вмешаться и остается только созерцать. И ладно бы все было скрыто за стеной глубоких символов, но Луиж была, видимо, не из робких, выпятив свои проблемы с матерью, отцом и сексуальностью на всеобщее обозрение, элегантно прикрыв это дверью, содранной с петель.
Каждый раз прихожу на выставку современного искусства и думаю: "Зачем? Что тут вообще происходит? Сбор мусора да и только". В этот раз без исключения. Но потом...двигаясь по пространству, переходя от инсталляции к инсталляции, замечая ключевые объекты творчества Луиз Буржуа, ассоциации начинают приходить сами собой, а с ними и понимание. И думаешь...как же круто. Как же я люблю современное искусство за то, что оно такое не поверхностное и не только визуальное. Хотя у Буржуа действительно есть пару эстетически прекрасных работ на этой выставке.
Советую всем тем, кто увлекается современным искусством. И советую не брать брошюру (которую мне почему-то не дали), а пройти всё своим умом, предварительно прочитав её биографию на стенах Гаража. Ну а потом спустится за пояснительной книжкой и, может быть, пройти ещё раз)
Всем привет!
Мне просто повезло: первый раз я просто побродила между клетками. А потом осталась на лекцию критика и куратора Олеси Туркиной ( представьте - она была знакома с Луизой) и еще раз прошлась по выставке. Вот тут -то я и встряла, да, именно встряла. Маленькая скульптура ударила в больное место, неожиданно, и я не знала, что оно есть. Спасибо француженке, спасибо всем кто привез ее работы к нам. спасибо за то, что я сама для себя открыла этот хрупкий мир боли и надежды, откровенный и сокровенный.