Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
28 января 2022

Знакомимся с братьями-коллекционерами: зачем идти в новый Музей Павла и Сергея Третьяковых

Дарья Мартыненко
Родовое гнездо Третьяковых в 1-м Голутвинском переулке наконец отреставрировали и 29 января открывают для посетителей. Мультимедийные инсталляции о предпринимательском деле Павла и Сергея Третьяковых и коллекционировании, на которое уходили заработанные средства, образцы льняных тканей с их мануфактуры, личные вещи братьев, квитанции за работы художников и, конечно, сами картины — все это можно увидеть в новом малом музее Третьяковки, посвященном ее основателям. «Афиша» сходила на разведку и узнала, чем он отличается от привычного мемориального дома.

Прямо между двумя Третьяковками, рядом с храмом Николая Чудотворца в Голутвине, стоит небольшой двухэтажный особняк середины XIX века. Здесь родились и провели детство братья Павел и Сергей Третьяковы. Позже семья переехала в соседнюю усадьбу в Лаврушинском переулке, а этот дом использовала как доходный. После революции здесь находились коммунальные квартиры, а с 1970-х годов здание стояло заброшенным. Третьяковке его передали в 1997 году, но из-за проблем с финансированием реставрация началась только в 2017-м. Причем на негосударственные средства: основным спонсором стал современный меценат Александр Тынкован, что, безусловно, символично.

Историческую планировку восстановили, однако для мемориального дома не сохранилось ни интерьеров, ни информации о том, как Третьяковы жили в Голутвине в 1830-е годы. Решили ничего не выдумывать и обратиться к модной в Англии концепции historic house museum: использовать исторический дом, чтобы рассказать о связанных с ним личностях. Получилось незаурядно и современно.

На основе архивных документов и фотографий на первом этаже создали три мультимедийных зала. Сначала рассказывают о старинном купеческом роде Третьяковых: есть и видеопроекция с древом, и большой тачскрин, в котором для более глубокого погружения можно полистать 14 специально составленных семейных альбомов. В зале о предпринимательском деле показывают семиминутный фильм о Новой Костромской льняной мануфактуре Третьяковых, кстати с сурдопереводом. А потянув за ручки стеллажа, можно увидеть экраны с дополнительным мультимедийным контентом и потрогать образцы необработанного льна и тканей. Таймлайн о пути Третьяковых именно как коллекционеров с 1850 по 1890-е годы тоже оформили необычно: чтобы посмотреть слайд-шоу о каждом десятилетии, нужно по рельсам передвинуть экран на соответствующую цифру. В мини-фильмах рассказывают о создании Третьяковки и покупках значимых картин.

Художественные вкусы у братьев различались. Павел Третьяков собирал русскую живопись и с 27 лет мечтал создать музей национального искусства, которым и стала Третьяковская галерея. Сергей же помогал отечественным художникам по-своему: коллекционировал европейскую живопись, в основном барбизонской школы, чтобы затем ей вдохновлялись студенты Московского училища живописи, ваяния и зодчества, как это делали Левитан, Коровин и Серов. В центральном зале второго этажа словно сталкивают эти коллекции. На одной стене висят девять картин из собрания Павла, в основном из постоянной экспозиции Третьяковки. На противоположной — девять из коллекции Сергея, которая сейчас хранится в Пушкинском музее, например, ГМИИ временно одолжил «Лес Фонтенбло» Руссо и «Купание Дианы» Коро. 

По словам куратора Татьяны Юденковой, каждую картину выбрали не случайно. Например, есть полотна, связанные с биографией Третьяковых: интерьер особняка в Лаврушинском переулке и вид на Ипатьевский монастырь с того места, где братья основали Костромскую мануфактуру. А чтобы слишком не обожествлять, показывают, что и великие коллекционеры порой ошибались. Так, «Портрет неизвестного с мопсом» Смирновского Павел Третьяков купил под видом портрета поэта Державина кисти Левицкого, а Сергей вместо пейзажа Коро и вовсе приобрел подделку. В таком виде живописную экспозицию можно будет посмотреть в течение года, потом ее планируют обновить.

В боковых анфиладах создали кабинеты братьев — некие психологические портреты из личных вещей, фотографий, картин и икон, которые висели дома у Третьяковых. Все предметы в них мемориальные, кроме тех, что окрашены в серый цвет, — они воссозданные. Например, на столе у Павла Третьякова, который много занимался финансовыми делами мануфактуры, лежат счета (как раз серые) и стоит любимая лошадка из пальмового дерева. Рядом под стеклом — венчальный платок жены и гжелевые игрушки детей, с семьей у коллекционера были очень нежные отношения. А рамы у стены показывают еще одно увлечение Павла Третьякова: он любил сам монтировать картины, поэтому в его кабинете часто пахло лаком. Также здесь можно посмотреть квитанции на покупку картин, удивиться невысоким ценам на полотна передвижников и мирискусников (Сомов — 100 рублей, Бялыницкий-Бируля — 300) и увидеть обои, воссозданные по образцам тех, что украшали купеческие дома в XIX веке.

От привычных этикеток в залах отказались, все-таки в доме Третьяковых их не могло быть, так что сориентироваться может быть не просто. В помощь — бесплатный аудиогид и планы с расположением предметов. Из-за ковидных ограничений и маленьких пространств музей сможет посещать только 100 человек в день, поэтому билеты лучше покупать онлайн заранее. Взрослый — 300 рублей, детский и льготный — 150, вход, как обычно, по сеансам.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все