Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
16 марта 2019

Сложная тема: 7 книг про смерть для детей

Катерина Антонова
Книги, после прочтения которых уже не так трудно начать разговор об уходе близких людей, о потере домашних животных — и о том, как жить дальше. Этих книг, хороших, где нет ужаса, а есть принятие, смирение с естественным исходом земного существования, радость жизни и любовь к близким, — не так много, поэтому их часто переиздают. Мы выбрали те, которые были изданы совсем недавно, чтобы вы точно смогли найти и купить их.

Ирина Зартайская «Все бабушки умеют летать»

Книга про то, как умирает бабушка

В этой книге девочка описывает, как хорошо ей с бабушкой — гулять, читать, просто быть рядом. Девочка очень волнуется, потому что, если у бабушки есть крылья (а у всех бабушек есть крылья, это можно заметить, когда бабушки устают, например, — тогда крылья под пальто дрожат), — она может улететь. Так и происходит однажды после того, как бабушка долго-долго лежит и не встает. И девочка, ее папа и мама остаются одни.

«Бабушка может подолгу смотреть в окно и считать едущие машины. Я сажусь рядом с ней. Бабушка считает, а я нет. Мне просто хорошо сидеть с ней вот так».

Ульф Нильсон «Прощайте, Господин Маффин!»

Книжка про смерть морской свинки

Книжка-картинка одного из главных сказочников — о том, как умирает старенькая морская свинка, Господин Маффин. У него есть картонный домик — и почтовый ящик, где однажды вместе с его любимыми миндальными орешками оказывается письмо его маленькой хозяйки, которой папа рассказал, что морские свинки иногда умирают. Еще у Господина Маффина есть воспоминания — о его чудесной жене и шестерых детях. После непродолжительной болезни и еще нескольких писем девочки (которые он по традиции съедает) Господин Маффин умирает, и его хоронят в саду.  Проиллюстрировала книгу Анна-Клара Тидхольм.

«Однажды во вторник он обнаружил там письмо: «Господин Маффин, мне очень грустно. Папа говорит, что морская свинка в старости может внезапно умереть».

Ульф Нильсон «Самые добрые в мире»

Книжка про похороны животных

Дивная, в стиле Марка Твена, история о том, как однажды летом компания из трех ребят под предводительством неугомонной старшей девочки решила организовать похоронное бюро и со всеми атрибутами (гробами из ящиков из-под сигар, стихами собственного сочинения и крестами на могилах) целый день хоронила найденных домашних и диких мертвых животных. Потом детям игра надоела, и наутро они занялись уже чем-то другим — и жизнь покатилась дальше, солнечная, летняя — и абсолютно бесконечная, как это бывает только в детстве.

«Мы похоронили шмеля в темной яме. И посеяли голубые цветы на могиле. А желтые и красные цветы уложили кружком.
Жизнь летела налегке,
А теперь лежит в песке.
Эстер вытерла нос. Потом она сказала:
— Миленький, миленький шмелик! Какое горе! Но жизнь продолжается».

Петра Соукупова «Кто убил Снежка»

Книжка про смерть собаки

Где-то в деревне, сегодня, у девочки Мартины умирает собака — огромная, белая, непослушная и глухая. Это не собака, а сплошное мучение — она лает даже на своих, то и дело убегает за забор, таскает кур у соседа и вообще приносит одни неприятности. Но девочка ее любит, защищает, заботится о ней. И пристраивает ее жить к соседям, когда мама велит убрать ее навсегда из дома. И вот собаку сбивает машина. Девочка со своими друзьями начинает расследование, чтобы понять, кто убил Снежка. И пока она, как завзятый Пуаро, записывает версии в блокноте, пока залезает с друзьями в чужие дома, чтобы найти улики, пока подслушивает у соседей под окнами, боль — уходит, и со смертью собаки хоть как-то, но удается смириться.

«Без глаза Снег, конечно, выглядит странновато, но ветеринар сказал, что пса это не беспокоит, ему хватает и одного. И пусть он все равно удирает, пусть с ним постоянно что-то случается — как-то, например, у кошки, которую подкармливали Мусилы, родились котята, а Снег одного загрыз. Кая за это отлупил его прутиком, Снег стерпел, но в конце концов мы на всякий случай оттащили Каю, потому что хоть Снег и поджал хвост, но я понимала, что долго он такого не выдержит. Несмотря на все это, я его люблю, и я рада, что тогда выбрала именно его. Но теперь уже все равно. И, может быть, он все-таки был скорее мой, поэтому я его и нашла».

Луис Пратс «Хатико. Пес, который ждал»

История про смерть хозяина — и про верность его собаки

Грустная, трогательная, бесконечно нежная история про то, как у собаки умирает хозяин — а она продолжает ходить на станцию и ждать его. И никто ей не нужен — только бы снова увидеть его. Вернее, не так. Это история про то, как в жизни одного профессора (реально жившего когда-то в Японии, а потом сыгранного в Голливуде Ричардом Гиром в фильме «Хатико, всегда рядом с тобой») за год до смерти появляется собака, щенок, который становится его лучшим другом, — по выходным они гуляют в парке, профессор рассказывает собаке про бабочек и звезды, а по будням он ездит в Токио, и пес каждый день ждет его на станции, чтобы вместе пойти домой, и они оба — счастливы. А потом профессор умирает, а его собака живет еще много-много лет, чтобы каждый день приходить на станцию и ждать своего хозяина. И в конце концов профессор приходит — чтобы забрать Хатико с собой туда, где они снова будут гулять вместе и рассуждать о бабочках и звездах и будут счастливы.

«Хатико открыл глаза и не поверил тому, что увидел. Он ждал десять лет, чтобы снова с ним встретиться. И вот, наконец, он здесь, на станции. Хатико всегда знал, что профессор Исабуро Уэно о нем не забыл. Он здесь, он только что сошел с поезда, радостный и воодушевленный. Хатико хотел было пожаловаться, но не издал ни звука, почувствовав, как его гладит знакомая рука. — Ну, пойдем, — прошептал ему профессор Уэно. — Сегодня ты сможешь поехать вместе со мной и сесть на поезд. Я же тебе обещал, что однажды ты поедешь, помнишь? А торжественные обещания надо выполнять».

Анджела Нанетти «Мой дедушка был вишней»

Книга про смерть дедушки и бабушки

Классика. Такая же, как «Карлсон» или «Вафельное сердце». Переиздана на русском уже с десяток раз. И уже не для одного поколения наших детей стала частью детства, а для нас, родителей, — способом рассказать о том, что такое любовь — и как жить после того, как умирают самые любимые, бабушка и дедушка. В питерском Большом театре кукол есть спектакль по этой книге, и на него никогда нельзя достать билеты. Потому что он почти так же хорош, как книга. 

«Однажды, вернувшись из сада, я не обнаружил ни папы, ни мамы. Дома были только дедушка Луиджи и бабушка Антониэтта. С очень серьезными лицами они сообщили мне, что бабушка Теодолинда уехала в далекое путешествие и что я ее больше не увижу.
— Как это уехала?! — закричал я. — А почему она мне ничего не сказала, почему не попрощалась со мной?! И что же теперь будет с Альфонсиной?
У меня было такое чувство, будто меня предали. От этого и от обиды на бабушку я заплакал. Тогда бабушка Антониэтта взяла меня на руки и стала говорить о путешествии бабушки на небо, куда я не могу попасть вместе с ней.
— На самолете? — сразу же спросил я. Потому что однажды мы с мамой и папой летали на самолете, и мне очень понравилось.
— Нет, не на самолете. Бабушка Теодолинда умерла.
Так я узнал, что умереть значит совершить длинное путешествие на небо без самолета и что там нет места ни для гусей, ни для детей.
В день похорон все еще больше запуталось. Кто-то сказал, что в деревянном ящике, украшенном цветами, лежит бабушка Теодолинда и что ее везут на кладбище. Но если она там, внутри, значит, она никак не может быть на небе и кто-то мне солгал. Я завопил:
— Я вам не верю! Вы все врете! Я хочу увидеть бабушку! — так громко, что все испугались — и никто не мог меня успокоить».

Мария Парр «Вафельное сердце»

Книга про первую в детстве смерть любимого человека

В книге про детство — едва ли не лучшей или уж точно одной из лучших в мире  — про детство мальчика Трилле и девочки Лены в бухте Щепки-Матильды — есть несколько драматических событий  и одно трагическое: смерть двоюродной бабушки главного героя. Когда читаешь этот кусок, становится ужасно грустно жить. И неважно, сколько тебе лет, — все равно во время чтения этой книги становишься ребенком и не можешь понять: как любимый человек может умереть? Как вообще такое может быть? И, конечно, не помогают ни слова, ни утешения. Сидишь, забившись в угол, и плачешь, потому что иначе пережить свое горе просто нельзя.

«Баба-тетя толстая и старая, она дедова старшая сестра. Она живет в двадцати километрах от нас и приезжает в гости всегда, когда что-нибудь празднуют — Рождество и Пасху, дни рождения или День независимости. Ну и на Иванов день, конечно. Наша настоящая бабушка, которая была женой деда, умерла давно, в тридцать пять лет. Хорошо, что была запасная бабушка — баба-тетя. Я как ее увидел, так внутри у меня стало тепло. У бабы-тети так прекрасно слеплено лицо, что она беспрерывно улыбается. Когда она приезжает к нам в гости, все начинают дурачиться и веселиться. Мы играем в «Людо», сосем карамельки от кашля и слушаем истории, которыми они с дедом сыплют наперебой. И еще она печет вафли. Часто говорят о чем-нибудь, что лучше этого нет ничего на свете, — так вот, лучше вафель бабы-тети на самом деле ничего в мире нет, серьезно».

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все