Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
24 сентября 2020

«Просто представь, что мы знаем»: Роман Волобуев снял сериал о новостном телеграм-канале

Василий Говердовский
Сегодня на «Кинопоиске HD» выходят сразу все четыре серии «Просто представь, что мы знаем», проекта Романа Волобуева о трех девушках, ведущих популярный телеграм-канал. Мы уже его посмотрели и спешим поделиться впечатлениями.

 

Три пробивные девушки (Рина Гришина, Анфиса Черных и Катя Федина) ведут новостной телеграм-канал «ППЧМЗ», который за полгода подняли до почти полумиллиона подписчиков. Правда, успех пока не конвертируется в деньги: жить приходится на кредиты и с перспективой скорейшего выезда из офиса. Вдобавок девушек подстерегает новая напасть: они по ошибке «хоронят» известного в прошлом журналиста Евгения Малышева (Евгений Стычкин). Тот уже несколько лет скучает в Лондоне вместе с женой (Екатерина Вилкова) и детьми. Фейковое известие о собственной смерти Малышев внутренне воспринимает как толчок к деятельности — и возвращается в Москву, искать работу журналиста. По иронии судьбы из-за своей скандальной репутации дорога у него одна: в тот самый телеграм-канал.

Предыдущий сериал Романа Волобуева «Последний министр» страдал от неопределенности, разрываясь между народной комедией и саркастичной драмой о несчастных, но амбициозных людях, занимающихся не тем, чем хочется, и не там, где хочется. Новый же проект Волобуева «Просто представь, что мы знаем» — вещь, по крайней мере, цельная.

Во-первых, надо сказать, что как режиссер Волобуев становится все уверенней в себе: сериал успешно перенимает элегантную лаконичность Содерберга. В то же время «ППЧМЗ» наверняка пнут за красивости: кажется, офис редакции телеграм-канала расположили в одном здании со стриптиз-клубом только ради того, чтобы Волобуев мог поснимать проходы своих героинь под неоновым светом; хотя, возможно, это просто отсылка к комиксу «Трансметрополитен», в одном из выпусков которого главный герой, гонзо-журналист Спайдер Иерусалим, на крыше стриптиз-клуба в прямом эфире печатал правду с большой буквы П. Да и вообще — кому, кроме снобов, красивости хоть раз в жизни мешали.

Во-вторых, хороши диалоги и с актерские работы, что для сериала, сконцентрированного вокруг бесед и споров, точно не лишнее. Гришина, Черных и Федина отличные, Стычкин в роли скользкого журналистского сенсея тоже хорош, хотя, казалось бы, после съемок у Александра Невского люди уже не восстанавливаются. Похвала слогу, пожалуй, больше говорит об уровне сценариев российских сериалов, чем о «ППЧМЗ», но все равно очень приятно слышать на экране нечто похожее на настоящую речь.

К сожалению, в остальном со сценарием не все так гладко. «ППЧМЗ» больше походит на растянутый пилот к потенциально интересному сериалу, чем на самостоятельную вещь. Возможно, это какое-то концептуальное решение: давайте мы вам покажем срез жизни сотрудников современных медиа — а затем выдернем ковер из-под ног и убежим в ночь. Но итоговое впечатление странное.

 

В интервью сценаристы Илья Маланин и Мила Просвирина говорят о том, что видели сериал процедуралом, но пришел Волобуев и все поменял под себя. Показательно, что как только одна из героинь начинает расследование дела во второй половине сериала, то почти сразу отодвигается на второй план. Задел для детектива в «ППЧМЗ» сытный, но режиссеру интересней поговорить о состоянии современных медиа в России и о людях, работающих в них, что все же довольно специфичная тема. Кто-то порадуется камео Екатерины Шульман и Ильи Красильщика, кто-то даже угадает прообраз персонажа Стычкина, но большинство зрителей увидят в этих четырех сериях триллер без триллера. Это не обязательно плохо. Однако в сериале отчаянно не хватает внятного высказывания.

У «Службы новостей», которую Волобуев упоминает в интервью «Новой газете» в связи с «ППЧМЗ», есть неочевидный, но важный плюс. Ее автор Аарон Соркин любит вставать на трибуну и громко вещать о важности демократии. В пересказе это звучит безобразно, но из-за проповеднической уверенности Соркина в своих слова работает на ура. Как финал «Тельмы и Луизы», когда машина главных героинь на полной скорости мчится в обрыв, но навеки застывает в воздухе, будто в полете; и какая разница, что законы физики потащат ее вниз: это не жизнь, это кино.

«ППЧМЗ» нельзя назвать несмелым сериалом. Он покусывает и тех, и этих, делает одну из героинь лесбиянкой (революционная для наших сериалов линия, хоть и максимально осторожная) и даже — о ужас — говорит, что некоторым женщинам и одним, без мужика, отлично будет (арка с самой остроумной концовкой). С одной стороны, неплохо, с другой — смелость эта слишком дробная и кумулятивного эффекта не достигает. Если продолжать метафору с «Тельмой и Луизой», то Волобуев на машине проехал вдоль бездны, пугливо заглядывая вниз — а бездна так и не посмотрела в ответ.

Пожалуй, глупо требовать от Волобуева, чтобы он вслед за Соркиным лез декларировать за все хорошее против всего плохого. Но и бесконечное дистанцирование российских режиссеров от реальности из-за неверия в возможность на что-то повлиять понемногу начинает раздражать. Соркин вон тоже мир не изменил — но разве «Служба новостей» от этого стала хуже? 


 

А также читайте мнение Евгения Ткачева о сериале на «Афиша Daily»

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

В этой статье

Рина Гришина
актриса, 36 лет
Екатерина Вилкова
актриса, 39 лет
Максим Виторган
актер, режиссер, музыкант, 51 год
Артур Ваха
актер, музыкант, 60 лет
Роман Волобуев
актер, режиссер, 46 лет
Юлия Снигирь
актриса, 40 лет
Анфиса Черных
актриса, 27 лет
Евгений Стычкин
актер, режиссер, музыкант, 49 лет
Просто представь, что мы знаем
2020, Драма
Мини-сериал Романа Волобуева про новостной телеграм-канал

Подборки Афиши
Все